Леонардо 2009

Минск встретил гостей фестиваля чистотой улиц, широкими ровными дорогами и отсутствием рекламы на фасадах домов. Мы приехали в столицу Белоруссии. Город был практически полностью разрушен во время войны, и вновь восстановлен в 50-х годах, благодаря чему состоялся единый ансамбль застройки в едином стилистическом решении. Окраины города застраиваются крупнопанельными домами, однако стилистическое решение каждого квартала отличается от соседнего. Активно используется цвет в отделке фасадов, да и сами дома не выглядят типовыми панельными коробками и новые кварталы совсем не похожи на дома серии «П».
Выставка проходила в большом стеклянном объеме павильона «Белэкспо» в самом центре города в рамках национального фестиваля архитектуры «Минск -2009».
В павильоне также были расположены выставки Международной Ассоциации Союзов Архитекторов, стенды Союза Архитекторов России, Польши, Израиля, Литвы и других государств. На экспозиции фотографий Владимира Орлова «Проекция Москвы» посетители могли ознакомиться с другой Москвой, обратить свой взор на столицу через фильтр рекламных перетяжек и отражения в весенних лужах. На стенде ЦСА были представлены концепции развития набережной Москвы-реки. Отдельным разделом фестиваля шел смотр дипломных работ выпускников архитектурных ВУЗов.
Также стоялось заседание Координационного Света Международной Ассоциации Союзов архитекторов (МАСА) и выборы президента и вице-президента МАСА.
В рамках фестиваля для иностранных гостей были организованы автобусные экскурсии по достопримечательностям города, в мемориальный комплекс Хатынь и музей старинных народных ремесел.
Хатынь – мемориальный комплекс на месте сожженной во время Великой Отечественной Войны деревни, одной из многих сотен на территории Белоруссии. На месте каждой сожженной избы установлены монументы, напоминающие остовы деревенских печей. На каждой «трубе» установлен колокол, который звонит с определенным интервалом, напоминая нам от трагедии.
Во время визита на строящийся спортивный комплекс Минск-арена можно было ознакомиться с технологическими решениями и конструктивными особенностями ледового дворца и велотрека. Внутренняя отделка еще не завершена и были хорошо видна инженерная начинка здания.
Во время визита в музей старинных народных ремесел, гости могли попробовать себя в роле кузнеца, продегустировать домашний хлеб, увидеть процесс создания глиняной посуды и окунуться в атмосферу традиционной деревенской жизни.
Помимо экскурсий состоялся ряд мастер-классов архитекторов из разных стран (Борис Школьников, Гиор Гур, Андрей Боков, Михаил Хазанов, Кестутис Пемпе) на которых они приоткрыли некоторые секреты своего мастерства молодым архитекторам и продемонстрировали свои новые работы.
На конкурсе Леонардо были представлено более 300 работ в различных номинациях из, более чем, 20 стран. Работы разные по уровню и исполнению. Особое внимание я уделил разделу «проекты», где в полной мере можно было реализовать полет фантазии и продемонстрировать свой потенциал. Было представлено много интересных, оригинальных идей молодых архитекторов, но встречались и клоны с проектов прошлых лет. Казалось, не хватает острых нестандартных решений, архитектуры завтрашнего дня. Экспозиция дает возможность выявить основные тенденции в видении современной архитектуры молодыми специалистами, людьми, которые в ближайшие десятилетия будут формировать облик своих городов.
Программа пребывания была расписана буквально по минутам и, хочется отдать должное организаторам, качество проведения подобного масштабного мероприятия выше всяких похвал. Простая разборка стендов и снятие планшетов с площади в более чем 2000 кв.м. заняла 30-40 минут. Поддержка на государственном уровне обеспечила слаженную своевременную работу всех служб. От фестиваля у меня остались самые благоприятные впечатления. Подобные встречи еще больше укрепят связи единого архитектурного пространства, пространства, которое не знает границ и языковых барьеров.

Ярослав Усов, сентябрь 2009.