ЦДХ

интервью 2009 г.

Каковы, по Вашему мнению, причины перепланирования территории района Якиманка?

Причины очевидны – золотая земля в центре Москвы, желание максимально уплотнить застройку и получить прибыль.

Считаете ли Вы возможным и обоснованным снос старого здания ЦДХ? Является ли оно жизнеспособным на данный момент?

Снос здания ЦДХ считаю необоснованным. Есть масса приемов деликатной реконструкции, использование подземных пространств, включение старого здания в структуру нового проекта. Но этот новый проект должен быть подчинен этому историческому месту. В предложенной проектной схеме я не обнаружил ярких интересных идей, которые преобразили бы этот участок. Считаю, что данный район должен развиваться в первую очередь в культурном направлении, быть художественно-культурном центром, местом интеллектуального отдыха москвичей. Если необходима реорганизация ЦДХ, то по пути расширения художественно-культурной функции, создании художественно-выставочного центра. Я не считаю, что в Москве переизбыток музеев и москвичи устали от засилия искусства. Большинство музеев, в том числе и ГТГ не в состоянии экспонировать все шедевры искусства, которые из-за отсутствия выставочных площадей, десятилетиями хранятся в запасниках. Многие работы мы даже не видели и, возможно, никогда не увидим, потому что их просто негде выставлять. И это происходит в то время, как в большинстве европейских стран готовы предоставить любые площади, лишь бы выставить предмет искусства на всеобщее обозрение.
Безусловно, здание необходимо расширить, модернизировать, но это место должно стать глобальным художественным центром, а не маленьким музейчиком во дворе бизнес-центра.
Какую историческую, культурную и архитектурную ценность представляет здание Дома художников? Вносит ли оно, на Ваш взгляд, дисгармонию в архитектурный облик столицы?
Каждой эпохе соответствует своя архитектура но нельзя без оглядки отрекаться от прошлого. Здание ЦДХ отражает архитектуру 70-х годов. Архитектура была современна для своего времени, не вызывает она дисгармонию и сегодня. Комплекс здания ЦДХ и парк им. Горького образуют единую рекреационную зону вдоль Москвы–реки. И реконструкцию нужно вести по пути создания единого культурного центра Столицы. Создать на это месте жилой или деловой район, перерубив функциональную и визуальную связь, считаю неправильным.

Как Вы оцениваете новые проекты в сравнении со старым комплексом с точки зрения архитектуры? Каковы плюсы и минусы последнего из предложенных? Почему ни один из ранее представленных вариантов застройки до сих пор не был реализован?

Во-первых, ЦДХ это часть нашей истории. Будет ли выглядеть «апельсин» через 30 лет адекватно времени? Мы его снесем и построим что-то новое? Нужно ли тогда в принципе сохранять исторический контекст города? Место исторически сложилось, есть все для того, чтобы развивать его в культурном направлении. Иной функции я здесь не вижу.
Безусловно многие проекты интересны, символичны для сегодняшнего времени. Идея отрезать, расчленить и поделить витает давно над этим местом. Однако, я не увидел ни одного проекта, отвечающего потребностям этого места и потребностям горожан, а не застройщика. То, что проекты до сих пор не были реализованы, считаю большим счастьем для города. Не разделяю мнения о возможности строительства рядом с «Петром» любого сооружения. Это место интересно и заслуживает интересного проекта.

Как отразится на жителях Москвы крупномасштабное строительство на территории Парка искусств и снос здания Дома художников? Где будет находиться требующая особых условий хранения, экспозиция ГТГ, в случае, если проект будет одобрен и начнется его реализация?

Строительство в этом районе явно не уменьшит количество пробок. Простые горожане будут гулять в другом месте, ходить в другие музеи и на другие выставки. Однако, в случае сноса ЦДХ у московских художников вырвут из сердца что-то родное. Где они будут выставлять свои работы, проводить дискуссии, приобретать холсты и краски? ЦДХ это не просто коробка, это культурное наследие. Бесценная коллекция ГТГ…возможно, ее перевезут в какие-нибудь темные подвалы и лет через несколько мы ее сможем увидеть, возможно не в том виде, возможно что-то потеряется или повредится, но всегда можно найти замену – ведь картин у нас много, тем более, что не все и достаются из запасников. Многие считают, Москва не обеднеет, если снесут один музей, но обеднеет история, культура и сами москвичи, которые постепенно забывают облик любимого города.